Сложно вспомнить русских поэтов, не писавших замечательные стихи о весне. Их творчество удивительно точно передает ощущение пробуждения природы от зимнего сна, шумного таяния мартовского снега, звона апрельской капели, запаха набухающих майских почек деревьев… В стихах для детей и дошкольников – коротких простых рифмах – рассказывается о чувствах ребят, пускающих кораблики по журчащим ручьям, радость шлепающих по лужам малышей, предчувствие скорых летних каникул, таких долгих и теплых, да и просто – огромного счастья оттого, что солнце светит ярко, а тучи уже не спускаются так низко. На этой странице мы хотим поделиться с вами лучшими стихами для дошкольников и ребят младшего школьного возраста. Выбирайте детям для заучивания классические стихи Пушкина или строфы Агнии Барто, рифмы Тютчева или творчество молодых современных поэтов. Рифмы тренируют память, а красивые метафоры и сравнения формируют образное мышление ребят.
Еще в феврале, года на смену морозов ненадолго приходят оттепели, запах весны уже чувствуется в воздухе. Самые чувствительные люди – поэты – ощущают его еще раньше, выражая свои чувства и эмоции в красивых стихотворных строчках. Среди русских поэтов было много известных людей, классиков, писавших лирические произведения для детей. Многие строфы они посвящали именно весне – поре пробуждения, зарождения новой жизни, отступления холодов.
О весне писали многие русские писатели. Тютчев, Фет, Бунин, Некрасов известны своими стихотворными зарисовками о временах года. Пушкин посвятил весне сотни красивых стихов; он упоминал о «вешних водах» и в своих поэмах, и в строках, обращенных к детям. Когда-то мы все учили эти строки в школе, успев позабыть большинство из них. Уверены – прочитав некоторые из коротких стихов, опубликованных на нашей странице, вы вспомните, что знаете их наизусть.
ПОСЛЕ ПОЛОВОДЬЯ
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь - туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
(И. Бунин)
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
(Ф.Тютчев)
ЧЕРЕМУХА
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
(С. Есенин)
Выбирая стихи про весну для заучивания детьми 6-7 лет, остановитесь на коротких, простых для запоминания ребятам, строках. Пусть это будут небольшие четверостишия – главное, чтобы заучивая стих, ребенок не делал это автоматически, а понимал, о чем идет речь в произведении.
Детям 6-7 лет еще сложно заучивать стихи длиной в несколько строф. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок выучил лирическое произведение «назубок», не нагружайте его длинным, сложным произведением. Ребенок должен понимать слова каждого их стихотворений, а не просто повторять их. Разучивая с сыном или дочерью стихотворные строчки, периодически спрашивайте ребенка, все ли слова и их значения ему знакомы. Если вы увидите, что тот смущен своим незнанием, подскажите малышу, что значит незнакомое слово.
Ласточка примчалась
Из-за синя моря,
Села и запела:
"Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Все весною пахнет!"
(А. Майков)
Тепло на солнышке. Весна
Берет свои права.
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.
(А. Фет)
На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла - больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.
(К. Бальмонт)
В младших классах, когда память детей уже достаточно натренирована заучиванием стихов и правил, школьникам уже можно давать учить более сложные, длинные стихи. Тем не менее, длина лирических произведений не должна превышать двух-трех строф. Уча стихотворение вместе с сыном или дочерью, спрашивайте ребенка, о чем говорит автор, что он описывает. Лучшим вариантом запоминания стиха о весне станет не простое зазубривание рифм, а осознанное заучивание.
Если вашему ребенку дали в школе задание найти и выучить наизусть одно или несколько стихов о весне, воспользуйтесь нашей подборкой лирики поэтов-классиков и современников. Если в процессе заучивания Вы замечаете, что ребенку сложно запомнить стих, попросите его нарисовать все то, о чем он узнал из стихотворения. Позже, поглядывая на свой рисунок, школьник младших классов вспомнит забывшиеся слова и строчки.
ОДУВАНЧИК
Одуванчик придорожный
Был, как солнце, золотым.
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой,
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.
Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.
ЧУДЕСА
По опушке шла Весна,
Вёдра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке —
Опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли —
Загалдели цапли.
Испугались муравьи,
Двери заперли
Вёдра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло —
ЧУ-ДЕ-СА!
ГРАЧИНАЯ СТОЛИЦА
В берёзовой роще — веселье.
Справляют грачи новоселье.
Шумит и волнуется роща,
Как будто на празднике площадь.
Подолгу веселие длится
В зелёной грачиной столице,
И гнёзда, как шапки, взлетают
И там, на ветвях, повисают.
Среди русских поэтов лирикой о временах года известны Пушкин, Есенин, Блок, Пастернак, Фет, Некрасов…Однако, некоторые из их лирических произведений о весне сложны для понимания дошкольников. В детском саду лучше всего учатся стихотворения Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского. Эти поэты посвятили большинство произведений своего творческого наследия именно детям.
Если вас, уже взрослого человека, спросят, какие стихи про весну вы помните с детства, наверняка среди пришедших на ум строф вы вспомните строки Барто, Маршака, Пушкина. Произведения этих поэтов и писателей изучали десятилетия назад, но и сегодня они звучат по-современному.
(Агния Барто)
Не знаю, почему же
Весна всё не идёт?
Опять замёрзли лужи,
Похрустывает лёд.
А мы плащи надели
Ещё на той неделе.
Куда весна пропала?
Куда девалась вдруг?
А вдруг она попала
Куда-нибудь на юг
И там осталась где-то?..
Но там всё время лето,
Там нет морозных дней,
А нам весна нужней!
У нас замёрзли лужи,
Похрустывает лёд,
Не знаю, почему же
Она к нам не идёт?
Март - С.Маршак
Снег теперь уже не тот, —
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Май - С.Маршак
Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
Разучивание стихотворений вместе с детьми не только сближает их с родителями. У ребят формируется образное мышление; к ним приходит понимание того, как и почему создаются стихи и что такое рифмы. Дети заучиваю стихи по-разному. Для некоторых ребят младшего школьного возраста достаточно несколько раз прочитать небольшое стихотворное произведение, чтобы рассказать его наизусть без запинки. Другим же детям рифмы упорно не даются. Если вы видите, что ребенок страдает оттого, что не может запомнить строфы, не заставляйте это делать его насильно. Закройте книгу и попросите школьника пересказать вам своими словами содержание стихотворения. Рассказывая вам, о чем он только что прочитал, ребенок, мало-помалу, вспомнит и рифмы, дающиеся ему с таким трудом.
Разучивая стихотворение с младшим школьником, видя, что ребенок испытывает трудности с запоминанием рифм и слов, попытайтесь познакомить его с мелодией лирического произведения. Закройте страницу учебника с заданным стихотворением и «пропойте» стих сначала сами, а потом вместе с сыном или дочерью. Выучить стих наизусть ребенку помогают также ответы на поставленные вопросы. Например: «Какие облака бегут по небу?» – «Кучерявые»; «Что делает дождик?» – «Стучит по крыше». Использование таких простых приемов поможет детям младшего школьного возраста быстро и с удовольствием учить прекрасные «весенние» стихи.
Апрель - С.Маршак
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
ПРОГУЛКА
Дождик, ветер, снегопад —
С неба кубарем летят.
Только что капели пели.
Солнце было на дворе.
Мы ушли гулять в апреле,
А вернулись — в феврале.
ВЕСЕННИЙ НАСТ
Весенний наст —
Непрочный пласт.
Наст
Удержать
Не может
Нас...
И по колено из зимы
На день весенний
Смотрим
Мы.
ХОЗЯИН
Вылез весной из берлоги медведь,
Вылез и сразу же начал реветь.
С треском нехоженной чащей полез,
Чтобы услышал шаги его лес,
Чтобы узнали лесные соседи
То, что в берлогах проснулись медведи.
Если вашему ребенку задали в школе или детском саду выучить наизусть короткие стихи о весне, но он никак не может запомнить простые рифмы, наши советы и примеры красивых стихотворений русских поэтов для дошкольников и детей младшего школьного возраста ( 6-7 и 8-9 лет), помогут вам подсказать ребенку, как запомнить лирические произведения быстрее.
Комментарии
Есть вопросы? Спрашивайте