На Руси до принятия христианства существовало большое количество языческих празднеств. Все они прославляли духов природы и таинственных божеств. Целью многих ритуалов было обеспечить помощь богов в сельскохозяйственных работах, а также личной жизни.
После того, как Владимир крестил Русь, языческие обряды и верования не исчезли. Они влились в православие, став его органической частью. Именно поэтому многие исследователи называют православие на Руси «двоеверием», указывая на то, что рудименты языческих ритуалов достаточно прочно влились в христианскую культуру. Остатки языческих обрядов и сегодня можно найти во многих, таких привычных для нас действиях и вещах.
Сегодня, к примеру, сложно себе представить празднование одного из самых великих христианских праздников – Рождества Христового – без ритуальных песен и переодеваний, называемых колядами. На самом же деле коляда является языческим обрядом в честь бога солнца, который каждый год побеждал зиму.
Таких элементов, которые уходят корнями вглубь тысячелетий, и сегодня насчитывается великое множество. Это и празднование Купала (в христианской традиции – Иоанна Крестителя), которое в языческие времена носило откровенно эротический характер. Такие элементы, как украшение купальского деревца и купальский огонь, – явно дохристианского происхождения.
Первые храмы, которые возводились на Руси, очень активно украшались зеленью и цветами. Это было связано с тем, что места для поклонения языческим богам были расположены среди лесов. Чтобы русичам было проще воспринять новую веру, церковники шли на ухищрения подобного рода.
Традиционно на Руси праздники делились на два цикла:
Праздники и ритуалы первого типа должны регламентировать разнообразные знаковые события из жизни человека. Это рождение и смерть, крещение, начало обучения, переход из одной возрастной категории в другую (разного рода инициации), женитьба и др. Наши предки старались, как могли, обеспечить защиту себя и своих близких от негативного влияния потусторонний сил, и с этой целью в каждый знаковый период жизни проводили соответствующие обряды. Для них мир казался наполненным разнообразными высшими силами, которые руководят их жизнью. В связи с этим важно было попасть под влияние «хороших» сил и максимально оградить себя и своих родных от «плохих».
К календарной обрядности принадлежали разнообразные обряды, связанные с сельскохозяйственным календарем. С приходом христианства добавились еще и церковные праздники, но они чаще всего были соотнесены с уже существующими обрядами. Таким образом, при сохранении в неизменном виде внешних атрибутов празднества они наполнились новым смыслом, тем не менее, оставив свою ярко выраженную сельскохозяйственную направленность.
Традиционная культура, которая насчитывает тысячелетия, очень сложно поддается эволюции. Несмотря на тотальную модернизацию и глобализацию, наша жизнь наполнена традиционной обрядностью. Чаще всего мы исполняем те или иные ритуалы, даже не осознавая этого, не понимая, какой смысл вкладывали наши предки в эти действия. Во многом сохраняется как семейная, так и календарная обрядность. Последняя, правда, практически полностью потеряла свою сельскохозяйственную привязку, что связано с урбанизацией современного российского общества.
Комментарии
Есть вопросы? Спрашивайте